Документы по истории села Братеево (часть 2)
15. 3 ноября в селе Братееве, Московского уезда, происходило освящение вновь отстроеннаго храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Старый храм находился на откосе берега реки-Москвы; берег этот до того размыло водой, что храм стал грозить разрушением. Из исторических справок видно, что в этот храм уединялись для молитвы последние патриархи. На новый храм, благодаря стараниям местнаго священника Владимира Кирьякова и церковнаго старосты П.В. Рыбакова, было собрано до 40,000 рублей, но так как денег этих было недостаточно для постройки храма, то о. Кирьяков снова стал просить доброхотных дателей о вспомоществовании. Просьба эта дошла и до нашего Августейшаго генерал губернатора Великаго Князя Сергия Александровича, который пожертвовал во вновь строющийся храм 3-х-ярусный вызолоченный иконостас, а один из московских капиталистов, П.В. Рейнберг, накануне освящения прислал св. сосуды. Освящение совершено было арх. Пантелеймоном в сослужении 12 священников.
Московские церковные ведомости. № 45. 8 ноября 1892 г. С. 676-677. [в данной статье много фактических ошибок].
16. Освящение храма во имя св. Иоанна Предтечи в селе Братееве, Московскаго уезда. 3-е ноября нынешнего года для братеевцев было поистине счастливым днем. В этот день освящен был в их селе новый храм, — каменный, просторный, благоукрашенный, несравнимый с тем, который был у них ранее. Никому не верилось, чтобы в таком бедном селе, приютившемся на высоком песчанном берегу Москвы-реки, окруженном со всех сторон богатыми селами, не имеющем ни леса, ни достаточного количества земли — и то суглинка — был выстроен когда нибудь храм, хотя сколько нибудь достойный своего имени, хотя сколько нибудь подобный окружающим его богатым храмам. И вот это невероятное событие, о котором можно было только мечтать, — случилось! Живейшая радость светилась в глазах братеевцев, когда впервые раздавшийся с колокольни благовест собрал их всех, как одного человека, ко всенощной накануне освящения; она смешивалась с удивлением, когда они, воочию увидя благолепие храма, невольно вспоминали то убожество, какое отличало их прежний храм. Невольно подумал каждый: Велик Бог христианский, не попускающий оскудения Своего селения.
Действительно, именно Божее дело — дело создания Братеевского храма, как сказал в своем слове священник этого села В.А. Кирьяков. На самом краю глубокого отвеса над рекой ютился старый деревянный храм. С каждым годом, особенно в разлив, река безжалостно отрывала землю и грозила храму падением. Мало того, самый храм — деревянной постройки представлял из себя ветхое низкое, убогое здание, лишенное какого-либо благолепия и убранства. Трапеза например, которая и доселе еще цела:- в ней правили службу за время стройки новаго храма,- представляет из себя низкую, неприглядную всю закоптившуюся комнату: в ней с правой стороны ютится небольшой иконостас, отделяя собой небольшой алтарь, в котором можно служить почти только одному. Солея его — это небольшая полоска, по которой нужно ходить с великой осторожностью, чтобы не оступиться (каково было священникам носить дары на великом выходе!).
Таков — бывший Братеевский храм! Довольно было одного взгляда, чтобы понять — как была настоятельна необходимость новаго. И ветхость его и опасность падения его в воду — все это каждого заставляло думать: — пора и давно пора строить новый храм. И думали об этом: и священники и мужички и посторонние, случавшиеся на селе! Но как решиться на такое большое дело, не имея буквально никаких средств. Еще при жизни предшественника настоящего священника пытались сделать сбор среди мужичков, но он достиг всего 700 руб. и только благодаря Н.А. Дрожжину, лично способствовавшему постройке храма и вложившему 2000 руб. — сбор достиг 2700 руб. но и это не деньги в сравнении с таким делом! Его отлагали в неизвестное будущее, а река, меж тем, продолжала свою зловещую работу…
Таково было положение дела, когда в Братеево поступил нынешний священник В.А. Кирьяков. Его, как новичка, в особенности поразили и убожество храма и опасность, грозившая ему. — Не обрадовала его и скудная сумма, собранная на построение нового храма и заставившая призадуматься. Но с другой стороны отлагать дело в неизвестное будущее — значило оставлять храм на произвол судьбы. А между тем, разве все храмы на святой Руси выстроены на готовые деньги? Мало ли примеров, когда, надеясь только на Божию помощь, приступали к созиданию храмов и успешно оканчивали дело? Руководясь такими рассуждениями, о. Кирьяков решил приступить к делу, но прежде хотел найти человека, который бы был за одно с ним и разделял бы тяжелый труд. Таковым оказался П.В. Фадеев, который согласился взять на себя должность старосты Братеевского храма. Два с половиной года тому назад с указанными малыми крохами приступили к закладке. Были приглашены знакомые старосты и священники из Москвы: многие из них приехали, — и тут-то оказалась не напрасной надежда на Бога. Воочию познакомившись с печальным положение дела, все как бы охвачены были энтузиазмом. Все обещали помощь, обещали находить благотворителей, — и тут же покрыли подписку, предложенную священником, посильными жертвами. Она достигла крупной суммы — около 3000 рублей. Главными подписчиками явились староста П.В. Фадеев и Н.А. Дрожжин, который, кроме того, взялся поставить кресты на будущий храм. Закипела работа; быстро пошла каменная кладка, но еще быстрее уходили деньги. Много помогала книжка для сбора, но не могла давать удовлетворение всем требованиям. Но Бог не оставлял святого дела: в самые критические минуты, когда, казалось не на что было и надеяться — вдруг нежданно, негаданно являлись благотворители.
Не будем подробно и последовательно описывать весь ход стройки, укажем только на выдающиеся факты видимого Божьего покровительства. Нужно было стлать полы, ставить колоды и рамы; наняли подрядчика Кудрявцева; между тем денег не хватало даже на материал — и что же? Кудрявцев, видя безпомощное положение, на свои средства ставит колоды и рамы, стоющие до 1000 рублей. Ехала по Курской дороге одна старушка; случился в вагоне на одной лавочке с ней родственник Братеевского священника. Разговорились; — он рассказал о строющемся храме, о скудости средств, словом, всю историю стройки. Слушательница оказалась личностью благочестивой настроенности, ревнительницей церковного благолепия; лично захотела посмотреть на строющийся храм и пожертвовала до 1000 рублей.
Нужно было думать о постановке иконостасов. В старой церкви было два иконостаса, из коих один замечательный по древности (16 в.), но ветхий, другой совершенно неприглядный. Чтобы поставить первый в новый храм, нужно было его поновить, подправить; но такую драгоценность нужно бы было отдать хорошему мастеру, чтобы не испортить, не извратить древние прекрасно написанные лики, на что средств никаких не оказалось. Случайно староста П.В. Фадеев узнает, что великий князь Сергей Александрович перестраивает церковь в губернаторском доме и желает иметь древний иконостас. Стали держать совет — не предложит ли великому князю древний Братеевский иконостас? Находясь в селе, никому неведомом, такая драгоценность ведь совершенно пропадет; а если великий князь пожелает взять ее, он, в замен, поможет поставить новый иконостас! Решено сделано; снарядили подводу, упаковали иконостас и отправились в Москву. Оказалось, — иконостас подошел под стиль, желаемый великим князем и был поставлен по благословлению Владыки-митрополита в домовую церковь генерал-губернаторского дома. В замен же взятого иконостаса Его Императорскому Высочеству, благоугодно было пожертвовать в Братеевский храм дорогой иконостас, стоявший прежде в домовой церкви генерал-губернаторского дома вместе с драгоценным голубем, изображавшим Святого Духа. ( Этот голубь, нужно думать, — большой стоимости. Не говоря уже про изящество работы, — самый голубь сделан из розок, а сияние из горного хрусталя ).
Засиял новый иконостас в Братеевском храме, придал ему благолепный вид; но вместе с тем породил новую заботу: невозможно было ставить рядом с таким изящным иконостасом другой иконостас из старой церкви, который мало того, что совершенно не подходит к нему по стилю, был очень неприглядный и убогий. но и тут Бог помог. Явился новый благотворитель Ф.С. Рыбаков, который и взялся поставить иконостасы в оба придела: из них один уже поставлен.
Так созидался Братеевский храм; таким же образом наполнялся он и утварью. Кто жертвовал пелены, кто — священные одежды, кто подсвечники. В.П. Рейнберг, владетель музыкального магазина в Москве, пожертвовал дорогие сосуды Хлебниковской работы. Приблизительная оценочная стоимость нового храма со всеми пожертвованиями — нужно определить ее в 30,000 рублей, из коих 10,000 рублей были пожертвованы наличными деньгами, — почему на храме и доселе долгу 7000 рублей, уплата которых требует новых благотворителей *).
*) Сообщение некоторых московских газет, что на постройку храма собрано было 40000 рублей — не верно.
Со вне храм очень красив. Стоит он на высоком месте — за селом; построен в византийском стиле; план выработан целостно, что приятно поражает зрителя. Внутри храм довольно величественный, чему способствуют поставленные в ряд три придела и обширный купол. Красоту храма составляют пожертвованный Великим князем иконостас и древние иконы необыкновенно хорошей кисти.
Величественную картину представлял собою храм накануне освящения. Была темная ночь, а богомольцы стекались со всех окружных сел и деревень. Чтобы осветить дорогу, — были зажжены многочисленные костры на далеком разстоянии. — Всенощную совершил местный настоятель с протодиаконом о. Юстовым, приглашенным московским купцом Пыховым; на литию же вышли о. архимандрит Пантелеимон, благочинный протоиерей о. П.И. Кротков, о. Н.А. Смирнов, родитель о. Кирьякова о. А.А. Кирьяков и родственники его — священники: Воскресенской г. Серпухова церкви С. Поспелов, Казанской, в Сущеве, церкви В. Марков, с. Голубова, Звенигородского уезда о. С.Д. Поспелов.
Пели певчие Андреева лучшим отделением. Освящение придела во имя Архистратига Михаила было совершено за ранней литургией оо. П.И. Кротовым, А.А. Кирьяковым, настоятелем храма В.М. Марковым и С.Д. Поспеловым при большем стечении народа. Освящение среднего престола было совершено за поздней литургией, которую служили о. архимандрит Пантелеимон, соседние священники: с. Сабурова о. П.Ф. Нарциссов, с. Борисова о. Н.А. Смирнов, с. Царицына о. В.Е. Казанцев, священник Воскресенской г. Серпухова, церкви о. С.Д. Поспелов и священник с. Коломенского С.М. Воскресенский. Во время причастного стиха настоятелем храма произнесено было слово, произведшее на слушателей глубокое впечатление. В этом слове о. Кирьяков живо описал историю построения храма, яве говорящую, что дело создания сего храма Божье дело.
После поздней литургии, как и после раней, было провозглашено многолетие Царствующему дому, Их Императорским Высочествам Сергею Александровичу и Елисавете Федоровне, Высокопреосвященнейшему митрополиту Леонтию, благотворителям и всем православным христианам. Торжество закончилось трапезой, предложенной о. В.А. Кирьяковым всем благотворителям и гостям, в большом количестве приехавшим из Москвы. Трапеза прошла очень оживленно: все были под впечатлением светлого торжества. Были предложены тосты за Их Императорские Величества, Их Императорские Высочества Сергея Александровича и Елисавету Федоровну, покрытые единодушным ура, за Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, сопровождавшиеся стройным пением многолетия, за благотворителей и главного виновника торжества о. В.А. Кирьякова. По адресу последнего было сказано много речей, обрисовавших пред слушателями и ту энергию о. Кирьякова, которая сказалась в построении храма, и ту любовь к святому делу, которая одушевляла о. Кирьякова за все тяжелое время построения.
В то же время, как происходила трапеза у священника, — на селе Братеевскими мужичками была предложена трапеза для всех богомольцев, стекшихся из окрестных селений. На этой трапезе было решено поднести хлеб-соль о. Кирьякову, что и было исполнено на утро следующего дня. Теми же Братеевскими мужичками во главе со своим священником будет поднесен хлеб-соль и Великому Князю Сергею Александровичу в благодарность за пожертвованный иконостас.
Священник Василий Марков. Московские церковные ведомости. № 51. 20 декабря 1892 г. С. 788-790.