История храма в Братеево

Из досточтимых святынь, сохранившихся в храме села Бра­теева, достойно внимания части мощей свв. Муч. Антиния, и препо­добных Антония и Феодосия Печерских, хранящихся в особом сереб­рян. вызолочен. Ковчеге. При нашем осмотре храма села Братеева вместе с церковным старостой Николаем Михайловичем Вадеевым 8) мы убедились что древний деревянный храм довольно замечателен в археологическом отношении по внутренной иконописи; но так как означенный храм стоит на довольно крутом берегу реки Москвы, которая, изменяя те­чение, ежегодно с весенним ледоходом, отмывает берег, а потому в недалеком будущем и самому храму грозит неминуемая опасность раз­рушения. На устройство новаго храма средств церковных не имелось при малочисленности прихода, состоящаго из 240 душ мужскаго пола, 193 женск. пола при 76 дворах; а поэтому в 1889 году с разрешения Епархиальнаго Начальства О. Настоятель храма Свящ. Н.А. Речменс­кий и церковный Староста Н.М. Вадеев начали собирать пожертвова­ния и в 1890 г. 27 Мая совершена закладка новаго каменнаго храма при Священнике В.А. Кирьякове; в половине Октября Церковь вчерне уже была готова, не смотря на то, что при закладке имелось в на­личности очень скудныя средства, всего 2045 руб. , О. Кирьяков не остановился пред этим затруднением благодаря его энергии и забот­ливости, постройка в течении года доведена до конца. В 1892 году 3 ноября состоялось освящение новопостроеннаго храма с двумя престолами — главнаго во имя Св. Иоанна Предтечи и боковаго — во имя Св. Архангела Михаила. 8) О. Настоятелем в то время при храме был Священник Николай Алексеевич Речменский (с 1 Ав. 1870 г. + 30 Апреля 1888 г.. под­робный некролог его состав. П. Смирновым, и напеч. в Москов. Цер­ковн. Ведом. 1888 г. , № 36, 4 Сентября, стр. 471 и 472), а пса­ломщиками при храме состояли: Константин Васильевич Косьминский (с 22 Дек. 1883 г.) и Михаил Михайлович Величкин (с 28 Янв. 1882 г.) [По Братееву — Сборник изд. Общ. Люб. Духовн. Просвещения по случаю столет. юбилея митроп.  Филарета.  т.  1. Материалы. М. , 1883, с. 639-641] Токмаков И.Ф. Краткое историко-археологическое описание церкви во имя святого Иоанна Предтечи в селе Братееве, Мос­ковской губернии и уезда. М. , 1892, с. 3, 6-10.

14.   Священник Николай Речменский (Некролог)

Утром 30 апреля текущего года скончался в Москве священник села Брадеева Иоанно-Предтеченской церкви Н.А. Речменский, сын Московского священника (Никитской, что в Татарской — церкви). —

Он не побоялся идти на служение в несродственную ему сельскую среду. По окончании семинарского курса в 1866 г. , он некоторое время был на светской службе, но, не смотря на ея выгоды, не ос­тался на ней. В 1870 году, он вступил на место своего деда в с. Брадеево в священники. Место это скорее могло оттолкнуть, чем привлечь молодого развитого человека. Приход Брадеевский — один из бедных: в нем было не более 200 душ, церковь — холодная — де­ревянная на крутом берегу Москвы-реки, который с каждым годом все более и более ее подмывает, так что каждое половодье приходилось Н.А. встречать с замиранием сердца: один сильный обвал мог увлечь и его церковь в реку.

18 лет прослужил он в своем бедном приходе и ни разу даже не пытался просить перевода в другой лучший приход. Нет, он свои слабые силы сосредоточил на вверенных ему пастве и храме, и оста­вил по себе добрую память первой и благолепие последнего. Никто из окрестных священников не обращался к своей пастве с поучениями чаще Н.А. Не мудрена и не красна была его речь, но она была ду­шевной и трогательной. Ни одного поучения не проходило у него без слез, и это были не слезы лицемерия, а следы чистой впечатлитель­ной души, которая сама переживала все говоримое. Неудивительно, что поучения эти слушались крестьянами с радостью: простое заду­шевное слово проникало и грубую душу крестьянина. Но не одно сло­во было дорого для прихожан в Н.А. Не менее его он оставил по се­бе память и в делах. Он никого не обидел и не притеснил из своих прихожан. Мягкость и добродушие — вот отличительные признаки дея­тельности Н.А. среди прихожан. Он брал то, что давали, и не заво­дил тяжб и ссор за слишком ничтожное вознаграждение, а с бедняков нередко и ничего не получал за труды. Он сознавал, что тяжело жить на облитые потом и слезами пятаки бедняков. Прочие члены причта роптали за это упущение, роптала и семья среди нужды, но Н.А. страдал сам и не менялся своей доброй душой. Одним словом, он не был в тягость своим прихожанам. Каждый из них смело и сво­бодно обращался к нему за разными требами, не опасаясь отказа из за цены или из за неимения, чем уплатить в данном случае.

Не смотря на бедность прихода, Н.А. успел много сделать и для благо­лепия храма. Он завел знакомство с некоторыми Московскими благот­ворителями и мало-по малу украшал свой храм. Много приобретается при нем церковной утвари даже довольно ценной; холодный храм был превращен в теплый, при чем вновь был устроен придел во имя свя­щенномученика Власия. Все годы шли советы с знатоками об укрепле­нии берега и предотвращении подмыва церкви. В последние годы ре­шено было перенести или перестроить церковь, и вот пред Н.А. яви­лась многотрудная задача — найти средства. Он испросил дозволение на сбор и успел собрать несколько тысяч, и таким образом он поло­жил первый камень к задуманной церкви. Желание Высочайшее о расп­ространении церковно-приходских школ нашло в Н.А. ревностного ис­полнителя. Он нашел попечителя, обещавшего средства на устроение и содержание задуманной школы и подал просьбу об утверждении по­печителя и дозволении открыть школу.

Смерть застала Н.А. среди всех упомянутых хлопот. На страстной неделе он сильно простудил­ся, больной он отправлял службы, больной он поехал и в Москву на святой в дом своего родителя и здесь то нашел себе смертный одр 30 апреля: воспаление легких свело его в могилу. 2 мая в Никитс­кой церкви, при которой состоит священником его родитель А.И. Речменский и в которой не раз служивал покойный, состоялось отпе­вание его.

Литургию совершил соборне настоятель Данилова монасты­ря архимандрит Иона, благочинный покойного из села Коломенского протоиерей П.И. Кротков, и родственники покойного — священники: из Никитского монастыря о. Воинов, от церкви Рождества, что в Кудрине, о. Борзецовский, от церкви св. Никиты мученика, что на Швивой горке, и диаконы — родственники покойного. Во время при­частного стиха двоюродный брат покойного студент IV курса Мос­ковской Духовной Академии Петр Смирнов произнес надгробное слово, в котором обрисовал главные черты характера и заслуги покойного приходу. На погребение собрали еще несколько родственников и зна­комых из духовенства и много прихожан из с. Братеева, эти послед­ние и донесли гроб покойного своего пастыря в Московский Данилов монастырь, где и нашел себе упокоение добрый и измученный тружен­ник пастырь. Да дарует Господь покой его доброй впечатлительной — изстрадавшейся в сей жизни душе.

П. Смирнов Московские церковные ведомости.  № 36.  4 сент.  1888 г.  С. 471-472.