История храма в Братеево

Документы по истории села Братеево (часть 2)

15. 3 ноября в селе Братееве, Московского уезда, происходило освящение вновь отстроеннаго храма во имя Усекновения главы Иоан­на Предтечи. Старый храм находился на откосе берега реки-Москвы; берег этот до того размыло водой, что храм стал грозить разруше­нием. Из исторических справок видно, что в этот храм уединялись для молитвы последние патриархи. На новый храм, благодаря стара­ниям местнаго священника Владимира Кирьякова и церковнаго старос­ты П.В. Рыбакова, было собрано до 40,000 рублей, но так как денег этих было недостаточно для постройки храма, то о. Кирьяков снова стал просить доброхотных дателей о вспомоществовании. Просьба эта дошла и до нашего Августейшаго генерал губернатора Великаго Князя Сергия Александровича, который пожертвовал во вновь строющийся храм 3-х-ярусный вызолоченный иконостас, а один из московских ка­питалистов, П.В. Рейнберг, накануне освящения прислал св. сосуды. Освящение совершено было арх. Пантелеймоном в сослужении 12 свя­щенников.

Московские церковные ведомости.  № 45.  8 ноября 1892 г.  С. 676-677. [в данной статье много фактических ошибок].

16.  Освящение храма во имя св. Иоанна Предтечи в селе Братееве, Московскаго уезда. 3-е ноября нынешнего года для братеевцев было поистине счастливым днем. В этот день освящен был в их селе новый храм, — каменный, просторный, благоукрашенный, несравнимый с тем, который был у них ранее. Никому не верилось, чтобы в таком бедном селе, приютившемся на высоком песчанном берегу Москвы-реки, окруженном со всех сторон богатыми селами, не имеющем ни леса, ни достаточ­ного количества земли — и то суглинка — был выстроен когда нибудь храм, хотя сколько нибудь достойный своего имени, хотя сколько нибудь подобный окружающим его богатым храмам. И вот это неверо­ятное событие, о котором можно было только мечтать, — случилось! Живейшая радость светилась в глазах братеевцев, когда впервые раздавшийся с колокольни благовест собрал их всех, как одного че­ловека, ко всенощной накануне освящения; она смешивалась с удив­лением, когда они, воочию увидя благолепие храма, невольно вспоминали то убожество, какое отличало их прежний храм. Невольно по­думал каждый: Велик Бог христианский, не попускающий оскудения Своего селения.

Действительно, именно Божее дело — дело создания Братеевско­го храма, как сказал в своем слове священник этого села В.А. Кирьяков. На самом краю глубокого отвеса над рекой ютился старый деревянный храм. С каждым годом, особенно в разлив, река безжа­лостно отрывала землю и грозила храму падением. Мало того, самый храм — деревянной постройки представлял из себя ветхое низкое, убогое здание, лишенное какого-либо благолепия и убранства. Тра­пеза например, которая и доселе еще цела:- в ней правили службу за время стройки новаго храма,- представляет из себя низкую, неп­риглядную всю закоптившуюся комнату: в ней с правой стороны ютит­ся небольшой иконостас, отделяя собой небольшой алтарь, в котором можно служить почти только одному. Солея его — это небольшая по­лоска, по которой нужно ходить с великой осторожностью, чтобы не оступиться (каково было священникам носить дары на великом выхо­де!).

Таков — бывший Братеевский храм! Довольно было одного взгля­да, чтобы понять — как была настоятельна необходимость новаго. И ветхость его и опасность падения его в воду — все это каждого заставляло думать: — пора и давно пора строить новый храм. И ду­мали об этом: и священники и мужички и посторонние, случавшиеся на селе! Но как решиться на такое большое дело, не имея буквально никаких средств. Еще при жизни предшественника настоящего священ­ника пытались сделать сбор среди мужичков, но он достиг всего 700 руб. и только благодаря Н.А. Дрожжину, лично способствовавшему постройке храма и вложившему 2000 руб. — сбор достиг 2700 руб. но и это не деньги в сравнении с таким делом! Его отлагали в неиз­вестное будущее, а река, меж тем, продолжала свою зловещую рабо­ту…

Таково было положение дела, когда в Братеево поступил нынеш­ний священник В.А. Кирьяков. Его, как новичка, в особенности по­разили и убожество храма и опасность, грозившая ему. — Не обрадо­вала его и скудная сумма, собранная на построение нового храма и заставившая призадуматься. Но с другой стороны отлагать дело в неизвестное будущее — значило оставлять храм на произвол судьбы. А между тем, разве все храмы на святой Руси выстроены на готовые деньги? Мало ли примеров,  когда, надеясь только на Божию помощь, приступали к созиданию храмов и успешно оканчивали дело? Руково­дясь такими рассуждениями, о. Кирьяков решил приступить к делу, но прежде хотел найти человека, который бы был за одно с ним и разделял бы тяжелый труд. Таковым оказался П.В. Фадеев, который согласился взять на себя должность старосты Братеевского храма. Два с половиной года тому назад с указанными малыми крохами прис­тупили к закладке. Были приглашены знакомые старосты и священники из Москвы: многие из них приехали, — и тут-то оказалась не нап­расной надежда на Бога. Воочию познакомившись с печальным положе­ние дела, все как бы охвачены были энтузиазмом. Все обещали по­мощь, обещали находить благотворителей, — и тут же покрыли под­писку, предложенную священником, посильными жертвами. Она достиг­ла крупной суммы — около 3000 рублей. Главными подписчиками яви­лись староста П.В. Фадеев и Н.А. Дрожжин, который, кроме того, взялся поставить кресты на будущий храм. Закипела работа; быстро пошла каменная кладка, но еще быстрее уходили деньги. Много по­могала книжка для сбора, но не могла давать удовлетворение всем требованиям. Но Бог не оставлял святого дела: в самые критические минуты, когда, казалось не на что было и надеяться — вдруг неж­данно, негаданно являлись благотворители.

Не будем подробно и последовательно описывать весь ход стройки, укажем только на выдающиеся факты видимого Божьего пок­ровительства. Нужно было стлать полы, ставить колоды и рамы; на­няли подрядчика Кудрявцева; между тем денег не хватало даже на материал — и что же? Кудрявцев, видя безпомощное положение, на свои средства ставит колоды и рамы, стоющие до 1000 рублей. Ехала по Курской дороге одна старушка; случился в вагоне на одной ла­вочке с ней родственник Братеевского священника. Разговорились; — он рассказал о строющемся храме, о скудости средств, словом, всю историю стройки. Слушательница оказалась личностью благочестивой настроенности, ревнительницей церковного благолепия; лично захо­тела посмотреть на строющийся храм и пожертвовала до 1000 рублей.

Нужно было думать о постановке иконостасов. В старой церкви было два иконостаса, из коих один замечательный по древности (16 в.), но ветхий, другой совершенно неприглядный. Чтобы поставить первый в новый храм, нужно было его поновить, подправить; но такую дра­гоценность нужно бы было отдать хорошему мастеру, чтобы не испортить, не  извратить  древние  прекрасно  написанные лики,  на что средств никаких не оказалось. Случайно староста П.В. Фадеев узна­ет, что великий князь Сергей Александрович перестраивает церковь в губернаторском доме и желает иметь древний иконостас. Стали держать совет — не предложит ли великому князю древний Братеевс­кий иконостас? Находясь в селе, никому неведомом, такая драгоцен­ность ведь совершенно пропадет; а если великий князь пожелает взять ее, он, в замен, поможет поставить новый иконостас! Решено­ сделано; снарядили подводу, упаковали иконостас и отправились в Москву. Оказалось, — иконостас подошел под стиль, желаемый вели­ким князем и был поставлен по благословлению Владыки-митрополита в домовую церковь генерал-губернаторского дома. В замен же взято­го иконостаса Его Императорскому Высочеству, благоугодно было по­жертвовать в Братеевский храм дорогой иконостас, стоявший прежде в домовой церкви генерал-губернаторского дома вместе с драгоцен­ным голубем, изображавшим Святого Духа. ( Этот голубь, нужно ду­мать, — большой стоимости. Не говоря уже про изящество работы, — самый голубь сделан из розок, а сияние из горного хрусталя ).

Засиял новый иконостас в Братеевском храме, придал ему бла­голепный вид; но вместе с тем породил новую заботу: невозможно было ставить рядом с таким изящным иконостасом другой иконостас из старой церкви, который мало того, что совершенно не подходит к нему по стилю, был очень неприглядный и убогий. но и тут Бог по­мог. Явился новый благотворитель Ф.С. Рыбаков, который и взялся поставить иконостасы в оба придела: из них один уже поставлен.

Так созидался Братеевский храм; таким же образом наполнялся он и утварью. Кто жертвовал пелены, кто — священные одежды, кто подсвечники. В.П. Рейнберг, владетель музыкального магазина в Москве, пожертвовал дорогие сосуды Хлебниковской работы. Прибли­зительная оценочная стоимость нового храма со всеми пожертвовани­ями — нужно определить ее в 30,000 рублей, из коих 10,000 рублей были пожертвованы наличными деньгами, — почему на храме и доселе долгу 7000 рублей, уплата которых требует новых благотворите­лей *).

*) Сообщение некоторых московских газет, что на постройку храма собрано было 40000 рублей — не верно.

Со вне храм очень красив. Стоит он на высоком месте — за се­лом; построен в византийском стиле; план выработан целостно, что приятно поражает  зрителя.  Внутри храм довольно величественный, чему способствуют поставленные в ряд три придела и обширный ку­пол. Красоту храма составляют пожертвованный Великим князем ико­ностас и древние иконы необыкновенно хорошей кисти.

Величественную картину представлял собою храм накануне освя­щения. Была темная ночь, а богомольцы стекались со всех окружных сел и деревень. Чтобы осветить дорогу, — были зажжены многочис­ленные костры на далеком разстоянии. — Всенощную совершил местный настоятель с протодиаконом о. Юстовым, приглашенным московским купцом Пыховым; на литию же вышли о. архимандрит Пантелеимон, благочинный протоиерей о. П.И. Кротков, о. Н.А. Смирнов, родитель о. Кирьякова о. А.А. Кирьяков и родственники его — священни­ки: Воскресенской г. Серпухова церкви С. Поспелов, Казанской, в Сущеве, церкви В. Марков, с. Голубова, Звенигородского уезда о. С.Д. Поспелов.

Пели певчие Андреева лучшим отделением. Освящение придела во имя Архистратига Михаила было совершено за ранней ли­тургией оо. П.И. Кротовым, А.А. Кирьяковым, настоятелем храма В.М. Марковым и С.Д. Поспеловым при большем стечении народа. Ос­вящение среднего престола было совершено за поздней литургией, которую служили о. архимандрит Пантелеимон, соседние священники: с. Сабурова о. П.Ф. Нарциссов, с. Борисова о. Н.А. Смирнов, с. Царицына о. В.Е. Казанцев, священник Воскресенской г. Серпухова, церкви о. С.Д. Поспелов и священник с. Коломенского С.М. Воскре­сенский. Во время причастного стиха настоятелем храма произнесено было слово, произведшее на слушателей глубокое впечатление. В этом слове о. Кирьяков живо описал историю построения храма, яве говорящую, что дело создания сего храма Божье дело.

После поздней литургии, как и после раней, было провозглашено многолетие Царс­твующему дому, Их Императорским Высочествам Сергею Александровичу и Елисавете Федоровне, Высокопреосвященнейшему митрополиту Леон­тию, благотворителям и всем православным христианам. Торжество закончилось трапезой, предложенной о. В.А. Кирьяковым всем бла­готворителям и гостям, в большом количестве приехавшим из Москвы. Трапеза прошла очень оживленно: все были под впечатлением светло­го торжества. Были предложены тосты за Их Императорские Величест­ва, Их Императорские Высочества Сергея Александровича и Елисавету Федоровну, покрытые единодушным ура, за Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, сопровождавшиеся стройным пением многолетия, за благотворителей и главного виновника торжества о. В.А. Кирь­якова. По адресу последнего было сказано много речей, обрисовав­ших пред слушателями и ту энергию о. Кирьякова, которая сказалась в построении храма, и ту любовь к святому делу, которая одушевля­ла о. Кирьякова за все тяжелое время построения.

В то же время, как происходила трапеза у священника, — на селе Братеевскими мужичками была предложена трапеза для всех бо­гомольцев, стекшихся из окрестных селений. На этой трапезе было решено поднести хлеб-соль о. Кирьякову, что и было исполнено на утро следующего дня. Теми же Братеевскими мужичками во главе со своим священником будет поднесен хлеб-соль и Великому Князю Сер­гею Александровичу в благодарность за пожертвованный иконостас.

Священник Василий Марков. Московские церковные ведомости.  № 51. 20 декабря 1892 г. С. 788-790.